Обычно после просмотра фильма как-то неудобно признаваться в том, что ты ничего не понял. Путешествия во времени, вымышленные собеседники, удаленные воспоминания, больное воображение, неожиданное открытие в финале – существует множество причин, по которым картина может остаться недопонятой после первого просмотра. Но одно дело, если от сумбура хочется отмахнуться, и совсем другое – если выстроенная история затягивает, приглашает пересмотреть фильм еще раз, но уже другими глазами. Бывало ли у вас такое, чтобы вы вышли из кинозала и тут же пошли покупать билет на следующий сеанс, чтобы еще раз посмотреть ту же картину сначала? Мы вспомнили несколько недавних лент, до ядра которых докапываться лучше двумя и более заходами.

12 обезьян /Twelve Monkeys/ (1995) мистика / триллер / фантастика Режиссер: Терри Гиллиам

Кадр из фильма «12 обезьян»

Терри Гиллиам – великий мастер создавать невероятные миры. Мрачные дома-коробки «Бразилии» и кислотно-ядовитая пустыня «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», средневековой лес «Братьев Гримм» и заоблачные фантазии «Воображариума доктора Парнаса» прекрасны, но нет ничего более непонятного и притягательного одновременно, чем временные петли «12 обезьян». Даже если вы в курсе того, что Гиллиам за основу взял французскую короткометражку «Взлетная полоса», и даже если вы видели ее, «12 обезьян» заслуживают повторного просмотра. Хотя бы для того, чтобы разобраться во всех поворотах сюжета, связанных с временными парадоксами и скачками между прошлым, настоящим и будущим. Тем более что, в отличие от «Назад в будущее», Гиллиам исповедует иной подход к теории путешествий во времени – его герои не могут изменить будущее путем корректировки прошлого, но могут в прошлом получить ответы на вопросы своего мира. С этим и появляется в нашем времени Брюс Уиллис из 2035 года. Один из лучших научно-фантастических фильмов последних лет, обязательный к многократному просмотру.

Бойцовский клуб /Fight Club/ (1999) (драма / триллер Режиссер: Дэвид Финчер)

Кадр из фильма «Бойцовский клуб»

«Бойцовский клуб» Дэвида Финчера давно стал культовым фильмом, а значит, поклонники посмотрели его многократно. Но согласитесь, вы почувствовали неожиданный металлический привкус засунутого в рот дула пистолета во время первого просмотра, когда внезапно оказалось, что Тайлер Дарден эмммм… не совсем человек. Первый просмотр кажется легкой прогулкой – офисный тюфяк Эдвард Нортон заводит дружбу с поджарым нигилистом Брэдом Питтом, валяя дурака, приятели создают Бойцовский клуб, где собираются городские пижоны, чтобы отведать силу кулака. Очень скоро клуб вырастает в тайную организацию анархистов, противостоящих государству и правительству. А затем сюжет встает на голову – нет никакого Тайлера! Второй раз вы смотрите картину уже в поисках пробелов – как второстепенные герои могли общаться с вымышленным персонажем? И напарываетесь на филигранную сценарную работу Джима Улса и фантастическую постановку Финчера. Вы – одураченный мозг Джека…

Шестое чувство /The Sixth Sense/ (1999) (драма / мистика / триллер Режиссер: М. Найт Шьямалан)

Кадр из фильма «Шестое чувство»

Прошло пятнадцать лет с момента выхода «Шестого чувства» в прокат, и нам сложно представить, что финальный твист картины до сих пор может являться для кого-то секретом. Картина действительно получилась эпохальной, трюк М. Найта Шьямалана пытались повторить многие, но никто и на пушечный выстрел не приблизился к успеху доктора Кроу и его пациента – фильм заработал 670 миллионов долларов в прокате, нынешними деньгами это добрый миллиард. Но бог с ними, с деньгами, фокус-то каков! Детский психолог, страстно стремящийся помочь мальчику, которого преследуют призраки, вдруг сам оказывается мертвецом. Зрители в шоке! А ведь Шьямалан раскладывает подсказки на протяжении всего фильма – мы просто видим их только со второго раза. Сцены разговоров Кроу со своей женой/вдовой – как мы не обратили на них внимания во время первого просмотра? Вместе все это дает невероятный эффект от второго захода, а отношения между Кроу и Малкольмом становятся только еще трогательнее. Второй выстрел прямо в сердце.

Помни /Memento/ (2000) (мистика / триллер, Режиссер: Кристофер Нолан)

Кадр из фильма «Помни»

Картины Кристофера Нолана «Престиж» и «Начало» вполне могли оказаться в этом списке, ведь они имеют не менее запутанную структуру, чем многие другие фигуранты нашего топа, но мы решили остановиться на первой голливудской работе Нолана – триллере «Помни». Уникальность картины состоит в том, что события в ней развиваются в обратном направлении. Мы следим за тем, как Леонард Шелби, человек, страдающий от расстройства памяти, в результате которого он не в состоянии помнить недавнее прошлое и вынужден оставлять себе подсказки, расследует убийство жены. Вряд ли найдется человек, который искренне признается в том, что ему «Помни» дался с первого раза. Даже после того, как головоломка сложится в вашей голове, вам понадобится второй сеанс «воспоминаний», чтобы «заполировать» увиденное. И все равно каждый новый просмотр добавит деталей, упущенных ранее. Некоторые DVD-издания содержат фильм, смонтированный в хронологическом порядке, но мы не станем вам их советовать. Это смерть магии кино и надругательство над талантом Нолана.

Донни Дарко /Donnie Darko/ (2001) ( драма / фантастика, Режиссер: Ричард Келли)

Кадр из фильма «Донни Дарко»

Следуй за человеком, наряженным в костюм гигантского кролика… Безумно жаль, что ничего подобного «Донни Дарко» режиссер и сценарист Ричард Келли больше не создал, и дебют оказался для постановщика вершиной, с которой дорога ведет только вниз. Заглавный персонаж картины, сыгранный Джейком Джилленхолом, избегает неминуемой смерти, когда ночью на его комнату падает турбина самолета. Сам подросток оказался в это время вне дома, последовав за таинственным человеком в костюме кролика, предрекающим скорый конец света. Многослойная философия, нетривиальная научно-фантастическая теория времени, моральные дилеммы и тяжелая, гнетущая атмосфера приближающегося апокалипсиса – все это не так-то просто охватить с первого раза. Что же точно произошло с Донни Дарко, понять можно даже не со второго, а с третьего просмотра. Заодно на повторе у вас есть возможность разглядеть наконец лицо Сета Рогена, дебютировавшего в этом фильме в кино.

Малхолланд Драйв /Mulholland Dr./ (2001) (драма / мистика / триллер, Режиссер: Дэвид Линч)

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв»

Вот уж кто умеет так загрузить зрителя, что кино приходится пересматривать и пересматривать, так это Дэвид Линч, а «Малхолланд Драйв» – это, безусловно, главный его «кубик Рубика», собирать который с наскока не советуем никому. Вроде бы синопсис не предвещает сложностей – молодая актриса с амбициями Бетти приезжает в Голливуд и натыкается на Риту, странную девушку, страдающую провалами в памяти. В стремлении разобраться в судьбе Риты девушки увлекаются и погружаются в романтические отношения, которые неожиданным образом оборачиваются шокирующим выводом: все происходящее – не более чем воображение Бетти. Смотреть «Малхолланд Драйв» один раз – пустая трата времени, зритель увлечен совсем не тем, чем нужно, погружен в историю о пропавшей девушке. Второй просмотр поможет вам отделить реальность от вымысла, понять, что произошло в действительности, а что промелькнуло в голове героини за долю последней секунды. Наконец, третий просмотр расставит все по местам и придаст картинке смысл, если это слово приемлемо в отношении картин Линча.

Любовь, сбивающая с ног /Punch-Drunk Love/ (2002) (комедия / драма / мелодрама, Режиссер: Пол Томас Андерсон)

Кадр из фильма «Любовь, сбивающая с ног»

Пола Томаса Андерсона не назовешь любителем загадок и путаных сюжетов. Даже его «Магнолия» не является чем-то не укладывающимся в голове, да, картина объемная, многогранная, но выстроенная понятно и логично. Что уж говорить о куда менее обласканной вниманием зрителей и критиков «Любви, сбивающей с ног»? Мы, однако, картину в свой топ включили по очень простой причине – первый раз картину стоит посмотреть как комедию, а второй раз взгляните на нее через драматическую призму. «Любовь, сбивающая с ног» врывается в зону комфорта ураганом – вроде бы и Андерсон не самый комедийный постановщик, да и Адама Сэндлера не назовешь асом трагедий. Но именно эти нарушения принятых границ дают картине о затюканном одиночке, меняющемся под напором нового для него необычного чувства, напор и ветер в паруса. Сэндлер вполне может записать этот фильм в верхнюю строчку своего резюме. Много ли других фильмов с его участием вы пересматриваете?

Вечное сияние чистого разума /Eternal Sunshine of the Spotless Mind/ (2004) (драма / мелодрама / фантастика, Режиссер: Мишель Гондри)

Кадр из фильма «Вечное сияние чистого разума»

Если вступительные титры картины начинаются только на 18-й минуте фильма, жди подвоха. Впрочем, это вполне укладывается в философию «Вечного сияния чистого разума» – жизнь противоречива, нам не всегда дано управлять своей судьбой, не все происходит так, как этого желаем мы. В «Вечном сиянии» непросто разобраться во время первого просмотра, воспоминания героев перемешиваются с реальностью и вымыслом – главный герой пытается избавиться от не дающих ему покоя мыслей о своей бывшей подружке. Однако на полпути к избавлению от болезненной ностальгии герой передумывает, решает, что память ему дорога. Первый просмотр может изрядно запутать зрителя – искаженные и утраченные воспоминания, провалы и странная реальность, в голове героя Джима Керри полный бардак, который можно разобрать только вторым просмотром. А заодно проникнуться мыслью о том, что наша жизнь – это череда взлетов и падений, и прекрасна она именно этим сочетанием хорошего и плохого. Без печали нет радости – только за это фильм стоит пересмотреть.

Нью-Йорк, Нью-Йорк /Synecdoche, New York/ (2008) (комедия / драма, режиссер: Чарли Кауфман)

Кадр из фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

После написания удивительных сценариев «Быть Джоном Малковичем», «Адаптации» и «Вечного сияния чистого разума» Чарли Кауфман подался в режиссеры и снял удивительный, загадочный и необъяснимый фильм «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Ипохондрик Кейден Котар, театральный режиссер, берется за амбициозный проект – грандиозную постановку, которая должна повергнуть в трепет критиков и зрителей. На проработку спектакля уходит вся жизнь Котара, погруженный в себя герой Филипа Сеймура Хоффмана в погоне за эфемерным упускает из рук все реальное. Впрочем, главный в этом странном фильме все-таки Кауфман. Он так упаковывает жизнь своего героя в двухчасовое полотно, что каждый новый просмотр «Нью-Йорка» раскрывает новые и новые детали. Каждый фильм по сценарию Кауфмана обладает магнетизмом, но в его единственной на сегодня режиссерской работе магия превышает все разумные пределы, смотреть «Нью-Йорк, Нью-Йорк» можно бесконечно и не исчерпать при этом до дна.

Драйв /Drive/ (2011) (детектив / драма Режиссер: Николас Виндинг Рефн)

Кадр из фильма «Драйв»

Название фильма Николаса Виндинга Рефна многих ввело в заблуждение. «Драйв» – это не «Форсаж». Ну, или это «Форсаж», но только в самом первом приближении. Гонки в картине есть, но они остаются где-то на периферии, когда завязывается драма и психологическое напряжение отношений между главными героями. Водитель-каскадер знакомится с соседкой и ее сыном в то время, когда та ожидает возвращения мужа после отсидки. Супруг имеет серьезные финансовые проблемы, и главный герой соглашается помочь ему в ответ на обещание оставить семью. Вот только все выходит из-под контроля… Сюжет не выглядит сложным, но фантастическая атмосфера, созданная Рефном, великолепная операторская работа, мощный саундтрек и удивительные актерские работы не выходят у вас из головы после первого просмотра. Все так и шепчет – посмотри еще раз. Кроме того, «Драйв» получил весьма спорную концовку, титры прерывают действие в кульминационный момент. Только повторный просмотр поможет вам смириться с судьбой героя Райана Гослинга. Иного пути у «драйвера» быть не может…

Источник


Понравился пост? Поддержи Вимку, нажми нравится:



Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Вам это будет интересно:

Share This