Дороги СССР были не только бедой в гражданской жизни общества, но и большим подспорьем в Великую Отечественную. Немецкая техника просто не была рассчитана на распутицу в межсезонье. Поэтому уже в мирное время с новыми силами продолжались разработки техники, которой русские дороги будут не почем в любое время года.

Полвека назад советский автопром выпускал вполне современные грузовики традиционной конструкции. Но если взглянуть на чертежи и фотографии экспериментальной техники тех лет, остается только удивляться. По заказу Министерства обороны собиралось множество единичных прототипов, в которых обыгрывались передовые технологии. При этом техника зачастую выглядила как монстромобили из боевика «Безумный Макс».

ИС-Э134

ЗИС-Э134 Макет №3 был построен в 1956 году в единичном экземпляре. Эта экспериментальная тележка — настоящая лаборатория для исследования управляемости и проходимости многоосных грузовиков. Большие колеса были движителем как по грунту, так и на воде.

Экспериментальный внедорожник ЗИС-Э134 (Макет № 3).

ЗИС-Э134 преодолевает водную преграду.

ЗИЛ-157Р

К следующему, 1957 году, был построен пробный образец трехосного 2,5-тонного грузовика ЗИЛ-157Р. В отличие от базовых моделей с конвейера, изделие имело гидроусилитель руля, широкопрофильные или арочные шины и систему их подкачки. На нем тоже испытывали проходимость, управляемость, устойчивость.

Прототип ЗИС-157 в 1956 году.

ЗИЛ-157Р — внедорожный прототип гражданского грузовика.

2,5-тонный ЗИЛ-157 на арочных колесах.

ЗИЛ-136

Опытный снегоболотоход ЗИЛ-136 был построен и испытывался в 1957 году. Это машина оригинальной конструкции с тремя мостами и несущим кузовом. Кузов несущего типа был новинкой в то время, он изготовлен из нержавеющей стали и алюминия. Колеса передней и задней осей подруливались, а двигался автомобиль от 140-сильного мотора ЗИС-110. Использовались шины как традиционного типа, так и арочные. По воде машина двигалась за счет водометного движителя.

Экспериментальный ЗИЛ-136.

Снегоболотоход ЗИЛ-136 на арочных колесах.

ЗИЛ-132

Целая серия опытных грузовых моделей последовала вслед за новинкой 1960 года — ЗИЛ-132. Грузоподъемностью 4,5 тонны, эта машина была также трехосной, обеспечивая отличный ход по грязи и снегу. В качестве недостатков машины отмечалась маленькая жесткость шасси на скручивание, ненадежность ходовой части и раскачивание грузовика на больших скоростях.

4,5-тонный грузовик ЗИЛ-132 с кабиной от модели ЗИЛ-131, 1960 год.

Экспериментальный трехосный ЗИЛ-132 на арочных колесах.

ЗИЛ-132 с автоматической коробкой передач и 24-дюймовыми шинами, 1961 год.

ЗИЛ-132П

Модель ЗИЛ-132П начали разрабатывать как амфибию, плавающую со скоростью до 5-7 км/ч благодаря установленному водомету. Плавучесть машине обеспечивал кузов, сделанный из алюминия и стеклопластика. Турбореактивный двигатель от самолета, установленный в кузове, помогал проходить особо сложные участки пути.

4-тонный грузовик-амфибия ЗИЛ-132П, 1969 год.

Амфибия ЗИЛ-132П.

ЗИЛ-132П со снятым тентом.

Водные испытания ЗИЛ-132П на Москва-реке.

Газотурбинный двигатель в кузове ЗИЛ-132П.

ЗИЛ-132Р/РВ

Мало кто знает, что автомобили КамАЗ были спроектированы на московском заводе ЗИЛ. Поэтому не стоит удивляться бескапотной кабине на моделях ЗИЛ-132Р и ЗИЛ-132РВ. Они оснащались бензиновыми двигателями V8, а также множеством новаций по ходовой части и трансмиссии. Машина могла преодолевать крутые склоны до 30 градусов и форсировать водные переправы до 1,3 метра глубиной. Но, маневренность машины, как и предыдущих трехосных моделей, оставляла желать лучшего. А расход бензина двигателя ЗИЛ-130 составлял целых 78,4 литра на 100 км.

Экспериментальный 5-тонный тягач ЗИЛ-132Р в 1974 году.

ЗИЛ-132Р на снегу.

Проверка грузовика ЗИЛ-132Р на тяжело пересеченной местности.

Опытный 3-осный грузовик ЗИЛ-132РВ.

5-осная версия грузовика ЗИЛ-132РВ.

Советский четырехосный грузовик-монстр ЗИС-134.

Конструкторы автомобильной техники СССР, пытаясь достичь лучшие результаты, создавали машины, до сих пор поражающие воображение. Увеличивались как число колес, так и их размеры — результат все равно был впечатляющим.

ЗИС-134

Разработанный в 1954 году 4-осный грузовик ЗИС-134 продемонстрировал высокую проходимость и силу тяги, не уступающую даже гусеничным тягачам. В серию машину не запустили, но она стала родоначальником новой колесной техники для армии СССР.

Четырехосный ЗИС-Э134.

Экспериментальный грузовик высокой проходимости ЗИС-Э134.

КрАЗ с турбиной

В 1970-е годы на кременчугском заводе КрАЗ проводились эксперименты по установке газотурбинных двигателей на тяжелые грузовики. Турбина раскручивалась до 33 000 оборотов в минуту вместо 2000 об/мин обычного дизельного двигателя. Такая силовая установка обеспечивает повышенную мощность, улучшенную экономичность и экологические параметры. К сожалению, трансмиссия автомобиля не выдерживала увеличения нагрузки и в серийное производство машины КрАЗ-Э260Е и КрАЗ-2Э260 не пошли.

КрАЗ-Э260Е с газовой турбиной под капотом.

Двухступенчатая газовая турбина ГАЗ-99Д мощностью 350 л.с. под капотом грузовика КрАЗ-Э260Е.

Вид сбоку на опытный грузовик КрАЗ-Э260Е, 1974 год.

Вторая версия КрАЗ-2Э260 с газовой турбиной мощностью 360 л.с., 1976 год.

БТР-Э152В

Один из первых советских бронетранспортеров высокой проходимости БТР-Э152В имел передние и средние управляемые колеса, усилитель рулевого колеса и гидроамортизаторы.

Экспериментальный броневик БТР-Э152В.

НАМИ С-3

В 1962 году на базе легкового автомобиля «Москвич-415» вместо заднего моста была установлена гусеница оригинальной конструкции. Это был надувной пневмобаллон, объединяющий три небольших колеса. Дальнейшие модели на базе армейского внедорожника ГАЗ-69 показали высокую плавность и бесшумность работы. Автомобиль преодолевал любые препятствия, но оказался недолговечным и ненадежным. К тому же, максимальная скорость машины оказалась всего 40 км/ч.

НАМИ С-3 на базе «Москвич-415» с пневматической гусеницей на заднем мосту.

НАМИ С-3 на водных испытаниях в 1962 году.

Экспериментальный НАМИ С-3МУ с пневмогусеницей от предыдущей модели.

Внедорожник НАМИ С-3МУ на базе ГАЗ-69М с пневматическими траками на гусенице.

Пневматические траки НАМИ С-3МУ.

Внедорожник НАМИ С-3МУ.

Грузовики НАМИ на пневмокатках

В попытках отказаться от использования гусениц, ученые из НАМИ (Москва) в 1958 году разработали грузовик НАМИ-044, ездящий на огромных воздушных катках. Эти колеса, шириной более метра, при использовании системы подкачки воздуха должны были обеспечивать крутую проходимость где угодно.

НАМИ-044Э на пневмобаллонах.

По образцу техники американской фирмы FWD, в 1961 году в НАМИ создали свою версию тяжелого внедорожного грузовика. Экспериментальный транспортер НАМИ ЭТ-8 мог перевозить до 8,6 тонн груза как для народного хозяйства, так и для армии. На двух тележках крепились восемь колес, приводимых с помощью множества шестерен. Машина получилась слишком тяжелой (21 тонна), трудноуправляемой и малоподвижной.

Экспериментальный внедорожный грузовик НАМИ ЭТ-8.

5-тонный грузовик НАМИ-094 с мощным дизельным двигателем ЯМЗ-238, 1963 год.

ЗИЛ-132С

После НАМИ, за разработку тяжелого грузовика на пневмобаллонах взялись инженеры ЗИЛ. В 1964 они представили небольшую машину. Она ездила на четырех катках диаметром и шириной по одному метру. Машина имела необычную систему управления. Управлялся задний мост, на котором к тому же не было тормозов. К сожалению, ЗИЛ-132С оказался неустойчивым и сложным в управлении и поэтому больше не изготавливался.

Внедорожный грузовик ЗИЛ-132С на пневматических колесах, 1964 год.

ЗИЛ-132С оказался неустойчивой и трудноуправляемой машиной.

Небольшой легкий грузовик ЗИЛ-132С мог ездить до 55 км/ч.

Источник

 


Понравился пост? Поддержи Вимку, нажми нравится:

Понравилось? Поделитесь с друзьями!


Вам это будет интересно:

Загрузка...